Музыкотерапия

Методы музыкотерапии (по классификации С.В. Шушарджана) включают разнообразные подходы, основанные на влиянии музыки на психоэмоциональное состояние и физиологические процессы человека. Вот основные категории:

1. Активная музыкотерапия
  • Участники сами активно взаимодействуют с музыкой: играют на музыкальных инструментах, поют, импровизируют.
  • Цель: выражение эмоций, развитие креативности, снятие эмоционального напряжения.

2. Пассивная музыкотерапия
  • Слушание специально подобранных музыкальных произведений.
  • Цель: релаксация, стабилизация эмоционального фона, улучшение концентрации.

3. Интегративная музыкотерапия
  • Комплексный подход, включающий сочетание музыки с другими видами терапии: арт-терапией, танцетерапией, психодрамой.
  • Цель: всестороннее воздействие на психику и тело через комбинированные методы.

4. Рецептивная музыкотерапия
  • Фокусируется на восприятии музыки, акцент на осознании эмоциональных и телесных реакций на музыку.
  • Используется для диагностики и последующей коррекции эмоционального состояния.

5. Ритмическая музыкотерапия
  • Включает использование ритмов (ударные инструменты, метрические музыкальные произведения).
  • Цель: гармонизация ритмов организма, улучшение координации, повышение настроения.

6. Музыкально-резонансная терапия
  • Использует специфические частоты звуков для влияния на физиологические процессы (например, вибрационное воздействие на тело).

7. Клиническая музыкотерапия

  • Разработана для работы с пациентами, имеющими конкретные физические или психические заболевания.
  • Включает использование структурированных музыкальных программ.
Российская школа научной музыкотерапии давно получила международное признание. Она опирается на научные знания, объективные исследования и является мировым лидером в этой области.

Вот официальная информация.
1. Россия — одна из первых в мире стране, где еще в конце XIX века стали проводить научные исследования по изучению влияния музыки на организм (И.М. Догель, И. Р. Тарханов, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и др.).
2. Музыкальная терапия получила официальное признание в России в 2003 году, после утверждения Минздравом Р Ф «Методов музыкальной терапии» (С.В. Шушарджан, А.Н. Разумов).
3. С 2003 г. в России заработали профессиональные курсы по музыкотерапии на базе Российского Научного Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава Р Ф.
4. В 2005 году была выдвинута нейрогуморально-резонансная теория (С.В. Шушарджан), ставшая научной базой музыкальной терапии и получившая международное признание.
5. В 2009 году создана Национальная Ассоциация Музыкальных Терапевтов Р Ф, утверждены стандарты и компетенции, создана система сертификации.
6. В 2019 году Еврокомиссией выделила грант на внедрение научной музыкотерапии в учебную программу университетов 27 стран Евросоюза.
7. Сегодня цифровые технологии и аппаратно-программные комплексы отечественной школы научной музыкотерапии применяются в России и многочисленных зарубежных странах. [1]

Музыкальная терапия — область восстановительной медицины, которая использует различные музыкально-акустические методы, технологии и подходы (более 50 на сегодня) для коррекции психического и физического здоровья. [2]
Могендович М.Р. (1966), Полякова В. Б. (1968), Шушарджан C.B. (1994/2012) и др. авторы показали эффективность использования методов музыкальной терапии при лечении расстройств психоэмоциональной сферы и внутренних болезней [2−4].

  1. Официальный сайт Академия медицинской реабилитации, клинической психологии и музыкотерапии https://doctor-art.ru/metody-muzykalnoy-terapii.html
  2. Шушарджан C.B. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно — восстановительных эффектов музыка-вокалотерапии. //Десерт. на соискание уч. ст. доктора мед. наук, — М., Мед. акад. им. Сеч., 1999. — 289 с.
  3. Могендович М. Р. Восприятие музыки и психофизиологические функции. // Тез. докл. 18-й Международный психологический конгресс. — Ч. 2, 1966. -С. 211.
  4. Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции. (К проблеме музыкальной стимуляции работоспособности)./ Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Пермь, 1968. -20 с.
Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарждан. — Москва: Медицина, 2005 (ППП Тип. Наука). — 478 с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 5−225−4 262−7 (в пер.) .
Музыка 528 Гц
9 частот сольфеджио: Частоты Вознесения
Музыка всегда была мощным средством для пробуждения эмоций и влияния на настроение слушателей. На протяжении многих лет изучались различные частоты музыки на предмет их потенциального воздействия на психику и физиологию человека. Среди них частота сольфеджио, в частности 528 Гц, привлекла внимание своими предполагаемыми «целебными» свойствами. Но как она соотносится с международно признанной стандартной частотой настройки 440 Гц?

Понимание частот: 528 Гц против 440 Гц
Обычно мировой стандарт настройки музыкальных инструментов устанавливается на 440 Гц. Эта частота служит опорным тоном для настройки, и в этой музыкальной шкале нет ноты, которая резонирует на частоте 528 Гц. Однако музыка, которая специально настроена и составлена ​​так, чтобы включать ноту 528 Гц, называется музыкой частоты сольфеджио.

Исследование: Влияние музыки 528 Гц на физиологию и настроение человека
Недавнее исследование было посвящено потенциальному влиянию музыки 528 Гц на людей. В этом исследовании девять человек слушали успокаивающую фортепианную музыку, резонирующую на частоте 528 Гц или 440 Гц. Участники сидели рядом с динамиком, и единственной переменной между двумя музыкальными условиями была частота.

Ключевые выводы исследования включают:
Уровень окситоцина: после воздействия музыки 528 Гц у участников наблюдался значительный всплеск уровня окситоцина. Хотя музыка 440 Гц также приводила к повышению уровня окситоцина, повышение было не таким выраженным, как при 528 Гц.
Уровень кортизола: кортизол, часто называемый «гормоном стресса», показал заметное снижение через 30 минут после того, как участники прослушали музыку 528 Гц. С другой стороны, музыка 440 Гц привела лишь к незначительному снижению уровня кортизола после той же продолжительности.
Снижение стресса: используя биомаркеры слюны, данные электрокардиограммы и опросники настроения, исследование пришло к выводу, что всего пять минут воздействия музыки 528 Гц могут значительно снизить уровень стресса. Этот эффект не наблюдался при использовании музыки 440 Гц.

Вывод:
Хотя частота сольфеджио, особенно 528 Гц, часто рекламируется за ее целебные свойства, эмпирические данные, такие как упомянутое выше исследование, дают более тонкое понимание. Потенциальные преимущества музыки 528 Гц интригуют, но необходимы более обширные исследования, чтобы сделать окончательные выводы. Подводя итог, исследование показало, что люди, которые слушали музыку 528 Гц, испытывали более глубокое чувство расслабления и снижения стресса по сравнению с теми, кто слушал музыку 440 Гц. Однако важно отметить, что исследование проводилось на ограниченном размере выборки, что требует проведения дополнительных исследований для подтверждения полученных результатов.
Akimoto, K., Hu, A., Yamaguchi, T., & Kobayashi, H. (2018). Effect of 528 Hz Music on the Endocrine System and Autonomic Nervous System. Health, 10(9), 1159−1170. DOI: 10.4236/health.2018.109 088
Лечение звуком с использованием частот сольфеджио может быть эффективным инструментом для лечения травм и восстановление ДНК.
Аннотация: В этом исследовании рассматривается роль музыки и тонов сольфеджио как звуковых методов исцеления при различных психических, эмоциональных и физических недугах. Информация была собрана с 3 веб-сайтов, 1 книги и 3 академических журналов/исследовательской диссертации, а также 1 документального фильма, посвященного звуковому исцелению.

Информация о значении архетипических звуков/символов/форм для нашего подсознания весьма ограничена, хотя свидетельства их использования можно проследить на протяжении столетий. Результаты исследования показали, что научные исследования доказывают, что «атомы вибрируют друг против друга, образуя молекулу, и эти атомы и молекулы имеют характерные вибрационные волны, которые можно измерить в герцах. Архетипические звуки, такие как частоты сольфеджио, измеряются в герцах и, как было обнаружено, коррелируют с современной звуковой шкалой, «пением формы-ноты», григорианскими песнопениями, инструментами и моделями физиологических реакций. Роль звука и музыки в механизмах разума и тела, сознании, общении и эмоциях исследуется с помощью широкого спектра известных математических, научных и основанных на доказательствах теорий. Исследования демонстрируют влияние данных частот на частоту сердечных сокращений, также наблюдалась стабилизация эмоционального и психического состояния участников до и после применения звуковой терапии.

Результаты подтвердили, что данные частоты полезны для пациентов, повышая эффективность терапии, и облегчая ментальные, эмоциональные и физические страдания.

Joseph, Sonya. (2019). Sound Healing using Solfeggio Frequencies.
Музыка 3 ГЦ
Звуки гармоничного строя воспроизводят одновременно с парными звуками и снижают ритм биения головного мозга до значений дельта-ритма 2,5−3,5гц.
Указанное колебательное состояние приводит к увеличению количества энергии организма, вырабатываемого энергетическими центрами «чакрами». При этом происходит снижение мозговой активности до дельта-ритма со значением в 3 Гц, которое вводит человека в состояние расслабления за счет разрушения возникших патологических связей между нейронами. В результате все это приводит к нормализации работы всего организма в целом.

Бахрамов А. Х., Купчинский О. А. Пробуждение. — М., Интер-весы, 1991, с. 68 — 11; Абрамович А. Психоэнергетика и саморегуляция. — Вильнюс, 1984, с. 52 — 91
И. Стравинский "Весна священная"
М. П. Мусоргский Симфоническая картина Ночь на Лысой горе"
С. Прокофьев: Скифская Сюита. дир. Валерий Гергиев
Кантата "Александр Невский" С. Прокофьев
Пётр Ильич Чайковский - Симфония Манфред
Людвиг Ван Бетховен, Лунная соната Op.27 No.2 - lll. Престо
Г.Малер. Симфония №5, до-диез минор.
1 часть.
Рихард Штраус «Посвящение»
СБела Барток - Четыре румынских народных танца (1915) (переложение для гобоя и фортепиано)
Симфоническая фантазия "Буря". П.И.Чайковский
С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский". "Ледовое побоище.
Прокофьев С. С., "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта"
Н.Римский-Корсаков. Увертюра к опере "Царская невеста"
И. С. Бах — «Хроматическая фантазия и фуга ре-минор»
Музыкальная аптека
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека, — считает действительный член Международной Академии Информатизации. профессор д.п.н. В.И. Петрушин
Петрушин, Валентин Иванович. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям
/В. И. Петрушин. — Москва: Владос, 2000. — 175, [1] с.: ил., нот.: 21 см.; ISBN 5−691−251−1.
Специалисты по музыкальной терапии предлагают следующую схему лечения: Вы подбираете три вида музыкальных произведений, которые последовательно выражают агрессию — побуждение — разрядку.
Например, прослушиваете агрессивную музыку к балету И. Ф. Стравинского «Весна священная». Затем сразу же переходите к произведениям в стиле Иоганна Себастьяна Баха, что поможет Вам под влиянием мягких успокаивающих звуков изменить настроение.

Рекомендации по прослушиванию музыки для понижения уровня агрессии: драматическую музыку с переходом к успокаивающей (медленного характера):
Музыка для уменьшения чувства страха
Симфония № 5 ре минор, op. 47

А. Шёнберг. " Ожидание` (`Erwartung`), монодрама для сопрано и оркестра (1909), op. 17

Для понижения уровня агрессии
С.С. Прокофьев. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»
П.И. Чайковский.
Увертюра «Буря»

П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (лирическая тема)
Густав Малер Симфония No. 5 in C-Sharp Minor: V. Rondo. Finale. Allegro
Бела Барток. Балет «Чудесный мандарин»
A csodálatos mandarin
Людвиг ван Бетховен. Соната №23 "Аппассионата" f-moll op.57.
П.И. Чайковский. Симфония №6 «Патетическая»

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 более известна под названием «Лунная», часть 3 Presto agitato
П.И. Чайковский. Увертюра
«1812 год»

П.И. Чайковский. Симфония «Манфред»

С.С. Прокофьев.
«Скифская сюита»

С.С. Прокофьев. «Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
М.П. Мусоргский.
«Ночь на Лысой горе»

Н.А. Римский-Корсаков
Увертюра к опере «Псковитянка»

И.Ф. Стравинский балет
«Весна священная»

Бах - «Хроматическая фантазия и фуга»

Для преодоления депрессии, чувства одиночества и усталости
Гершвин Песня Клары из оперы «Порги и Бесс».
Брамс И. Немецкий реквием, ор.45
Иоганнес Брамс "Трагическая увертюра", соч. 81

Симфония № 5 ре минор, op. 47

Для преодоления страха смерти
А.Брукнер Симфония №9 ре минор
Ян Сибелиус Туонельский лебедь
В. А. Моцарт Lacrimosa из Реквиема (1791)

Ф. Лист "У кипарисов виллы д'Эсте, Тренодия 1"

Для формирования уверенности в себе
Г. Ф. Гендель. Кончерто гроссо до-минор (С-moll), ор.6 №8, HWV.326
«Лунная соната» Бетховена — уникальный образец положительно воздействующей мелодии на состояние человека, находящемся в депрессивном состоянии. По мнению Э. С. Элькина, мелодий абсолютного воздействия немного, не больше 20, и «Лунная соната» — одна из лучших в их ряду Элькин Э. С. Возможности музыкотерапии — итоги опыта и находки // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. журн. — 2011. — № 3(24), 2011. — С. 58−61.
Для преодоления нарушения бессонницы
Для повышения уровня энергетики
«Завещания святых городов», Четвертая симфония (фрагменты) Бетховена, «Зимние грезы» (из Первой симфонии), серединные части Четвертой симфонии П.И. Чайковского, многие произведения Р. Штрауса, например фрагменты из симфонического произведения «Жизнь героя».
Музыка, способная вызвать ощущение счастья
Для создания бодрого настроения, чувства радости